Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Авдотья и Алексей Смирновы: «Поработав вместе, поняли, насколько мы похожи»

logo-sobesednik.jpgМигулина КатеринаКультура и ТВ 14:57, 12 декабря 2014 2014-12-12T14:57:41+03:00Зажигай №47 ’14
Сын Андрея Смирнова: Все папины дети бегали ему за водкойsmirnov-aleksey.jpg
Алексей Смирнов // Катерина Мигулина, Борис Кремер

Режиссер Алексей Смирнов дал интервью о своей работе в кино, рассказал об учебе во ВГИК и отношениях в семье.

23-летний режиссер Алексей Смирнов – поздний и единственный сын народного артиста России Андрея Смирнова (режиссер «Белорусского вокзала»). Ему было 50, а его жене Елене Прудниковой 42, когда у них родился долгожданный наследник.

У Алексея три старшие сестры: сводные Авдотья и Александра от актрисы Натальи Рудной и родная Аглая. Самая известная из них – режиссер, сценарист и телеведущая Дуня Смирнова.

[:same:]

«У него множество снимков голых женщин»

– Алексей, решили продолжить династию и пошли на режиссуру?

– Отец мечтал, чтобы я ни в коем случае не занимался кинематографией! Он хотел видеть меня ученым, математиком, на худой конец – композитором. И я стал востоковедом. А во ВГИК пошел из-за Сергея Соловьева. Очень хотел учиться именно у него. После экзамена по древнекитайскому было уже ничего не страшно.

– Соловьев знал, чей вы сын?

– Конечно, они с отцом давние друзья. Но мы не сразу нашли контакт. Сергей Александрович несколько раз умолял меня «уйти по-хорошему», обещал нанять киллера, в результате я стал очень внимательным к деталям и спокойным как слон.

Однажды он заставил меня 13 раз полностью переписать сценарий. Каждый раз он не оставлял на моем тексте камня на камне, называл меня дураком.

Отец не выдержал и сделал работу за меня. Соловьев прочитал и закричал: «Чушь!» Отец звонит ему: «Сережа, так это же я написал!» «Чушь ты написал, Андрюша! Еще пиши!»

– С тех пор они, я полагаю, в ссоре?

– Нет. В конце концов мой требовательный наставник усадил меня в углу и заставил писать прямо в монтажной, где он работал над своим фильмом. И тогда я уставился на него и впервые заметил, какие у него потрясающие уши с огромными мочками, будто он персонаж скандинавской мифологии.

И я начал писать: «В кадре появляется ухо», затем добавил «черное», чтобы меня не уличили в том, что я пишу про ухо мастера. В студии у Сергея Александровича висит множество снимков голых женщин, он любит обнаженную натуру. Скоро выйдет в свет фотоальбом с его работами, которые он сделал за многие годы. Они меня тогда очень вдохновили.

И я сочинял дальше: «Появляется живот…» Такой бред мог быть написан либо под воздействием наркотических веществ, либо от отчаяния. Соловьев прочитал и сказал: «Вот это дело! Утверждаю!» Так родился мой фильм «Алмазная кожура».

Алексей Смирнов / Катерина Мигулина, Борис Кремер

</p>

«Актера нужно облизывать»

– Чему главному вы научились у Соловьева?

– Никогда не называть кино продуктом.

– А у своего отца Андрея Смирнова что взяли?

– Как бы отец ни отгонял меня от съемочной площадки, я с 14 лет работаю в кино: в сериале «Тяжелый песок» я набирал массовку в городе Щорсе. Я бегал по улицам и зазывал людей на площадку. Так набрал более 600 человек, на каждого надел порядковый номер и привел эту толпу, на удивление съемочной группы.

А на съемках в фильме моей сестры Дуни «Отцы и дети» самым любимым занятием у меня было вставать спозаранку, варить кофе и будить Фенечку (актрису Катю Вилкову) с чашечкой в руках. Я чувствовал себя значимым, даря ей с утра хорошее настроение.

Этому меня как раз и научил папа. Он любит повторять, что «актера нужно облизывать, чтобы он ни в чем не нуждался».

[:rsame:]

– У вас три старшие сестры. Расскажите о них.

– Самая моя любимая Дунькина картина – «Два дня». Дуня вычитала мой новый сценарий и дала много ценных советов, она всегда поддерживает меня.

– А с ее мужем Анатолием Чубайсом вы знакомы?

– Виделись пару раз. Он показался мне симпатичным.

– А чем занимаются ваши другие сестры?

– Аглая старше меня на 11 лет, она редактор на киностудии «Мармот» у Валерия Тодоровского. Моя сводная сестра Александра (ей 42) живет в Лондоне, работает в крупной компании, не связана с кино.

У отца пока двое внуков – дочка Аглаи Таисия и сын Дуни Данила.

– У вашей семьи есть традиции?

– Единственная традиция – все папины дети бегают ему за водкой.

48b421b444437ac279c73fc516fba269.jpg Авдотья Смирнова прислушивается к замечаниям брата-режиссера  Продюсер сериала Валерий Тодоровский долго искал режиссера, способного снять фильм по сценарию Анны Козловой, автора «Краткого курса счастливой жизни», — и в итоге доверил дело вчерашнему выпускнику ВГИКа, прочитавшему сценарий «подпольным образом».  «Моя сестра Аглая Смирнова, — объясняет Алексей Смирнов, — работает на студии Тодоровского редактором. Она рассказала, что Анна Козлова написала блестящий сценарий и они никак не определятся с кандидатурой режиссера. Я выяснил подробности и, дрожа от ужаса, пришел к Валерию Петровичу. Сказал: «Вы меня не знаете, но я хотел с вами посоветоваться. Есть прекрасный сценарий известного автора, и я понимаю, что никто не даст снимать по нему сериал дебютанту вроде меня. Но я недавно пересмотрел вашу «Оттепель», там молодой режиссер Егор Мячин приходит пьяным на худсовет — и получает картину. Я подумал, может, мне тоже так сделать? Проект, о котором я говорю, — «Садовое кольцо». Пожалуйста, дайте мне снять только пробы!» Тодоровский опешил и сказал: «Хорошо, но мы будем рассматривать и другие кандидатуры».Федор Лавров (следователь Когтев) и Мария Миронова (Вера) Абсолютно домашние пробы Юный режиссер нахально превратил квартиру родителей в кинопавильон. Актеры удивлялись, когда их приглашали на пробы не на студию, а в жилой дом. «Фамилия Смирнов довольно распространенная, никто не знал, кто я и кто мои родители», — говорит Алексей. Он считает, что решение снимать дома стало исключительно правильным: «У меня были деньги за спектакль, который я поставил, и оператор, которого я хорошо знал по ВГИКу, в которого верил и которому мог предложить авантюру. Обычно пробы проходят проще — в комнатке на киностудии, часто без режиссера и оператора их проводит кастинг-директор. А у нас был режиссер, оператор, осветительные приборы, подходящие интерьеры! Если снимали сцену за столом, то накрывали на стол… Многие хохотали: «Кто ж так делает!» В доме у Смирновых побывали Анатолий Белый, Ирина Розанова, Евгения Брик. Причем Брик репетировала постельную сцену в очень откровенном наряде. Все смеялись, представляя заголовки в желтой прессе: «На балконе Андрея Смирнова курит жена Тодоровского в костюме из сексшопа!»  Анатолий Белый и Евгения Брик удачно прошли «квартирные пробы» Ирину Розанову начинающий режиссер вначале побаивался. «Чтобы понять, чего хочу, мне в начале работы требовалось от артистов около трех дублей, — объясняет Алексей. — Но Розанова сразу выполнила все мои требования. И я не знал, как попросить ее повторить то же самое еще несколько раз! А это было мне нужно, чтобы лучше понять актрису. В общем, я собрался с духом и ей позвонил. На ее вопрос: «Как результат?» ответил: «Ирина Юрьевна, вы прекрасная актриса, но плохо, если честно…» — «Во-первых, не Ирина Юрьевна, а Розаниха, во-вторых, не «вы», а «ты», в-третьих, давай обсудим, что тебя не устраивает», — сказала она. И я понял: Риту должна играть именно Ирина. Начальные пробы Тодоровскому понравились, но он не из тех, кто доверяет первому впечатлению, были еще одни, а уж после них те, что отправили на утверждение на Первый канал. Там Валерия Петровича спросили: «Кто будет режиссером?» — «Алексей Смирнов». — «Что он снял?» — «Пока ничего». Возникла пауза, ее прервал вопрос, кто оператор. «Сергей Медведев, он тоже дебютант…»Взаимно-семейные съемки Сын актеров Андрея и Елены Смирновых и младший брат режиссера Авдотьи Смирновой довольно рано понял: чего бы он ни добился, станут говорить, что он это получил по блату. И тогда Алексей решил сразу дать людям повод поговорить, какой он блатной — снял в «Садовом кольце» маму, папу и трех сестер! «Я считаю, — продолжает Алексей, — у папы получилась лучшая роль в его жизни: он играет сторожа на штрафстоянке, которого «отшивает»

Читайте также

Составлен рейтинг лучших сиквелов в истории кино героиня Жени Брик. За 40 секунд экранного времени он раскрылся, как никогда ранее. Мама снялась в роли хозяйки квартиры, которую арендует один из наших героев. Аглая Смирнова сыграла избитую проститутку в приюте для женщин, подвергшихся семейному насилию, Александра Смирнова — соседку героев Максима Виторгана и Марии Голубкиной, а Авдотья Смирнова — директора кризисного центра. Дуня так сумела перевоплотиться в другого человека, что у меня челюсть отвисла. И ладно у меня — Тодоровский поразился, как, оказывается, Авдотья умеет играть. Хотя Дуня  терпеть не может сниматься. Думаете, я позволил родным выбирать роли? Как же! Работали с теми, что дал». Для себя режиссер взял роль дизайнера, в которой, как говорит, хорошо оттянулся.  После того как брат задействовал Авдотью в эпизоде «Садового кольца», она сняла его в главной роли в фильме «История одного назначения», получившем на «Кинотавре» приз зрительских симпатий и приз за лучший сценарий. «Дуня писала роль для меня, — говорит Алексей, — но попросить что-то дописать или убрать я не мог. На Авдотью, как и на меня, не повлияешь. Снимать Дуню было счастьем: она энергичная, четкая. А вот ей меня снимать было тяжеловато: я в роли актера дикий зануда, бегал за ней, докапывался до подробностей и выносил ей мозг.  Она меня звала «актриса Смирнова».  До съемок Алексей знал из актеров только Илью Мирошникова, играющего бойфренда героини Розановой — Потапа. С остальными подружился в процессе работы: «С Машей Мироновой поначалу была дистанция, она интроверт, что для актеров редкость. Но за 18-часовые смены сроднились. Музыку к сериалу писала Анна Друбич, дочь Сергея Соловьева и Татьяны Друбич. Мы были шапочно знакомы, когда я учился на курсе у Соловьева, но позвал ее работать не поэтому. Она талантлива и работоспособна».  На память о съемках режиссер взял себе маску зайца. В ней иногда в сериале по сюжету ходит Потап. Когда Алексей начинал паниковать во время работы, то надевал маску и предупреждал, что к нему надо обращаться «Мистер Заяц». Маска, к слову, пригодилась всего дважды. А актеры даже радовались, что режиссер у них с чудинкой.Елена ФОМИНА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ. Фото предоставлены пресс-службой Первого канала. Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+EnterПодпишись на SB.BY в один клик

Стиль жизни / Новости

До недавнего времени Авдотья Смирнова была одной известной наследницей кинофамилии, но недавно о себе заявил ее брат Алексей. На Первом канале прошел сериал «Садовое кольцо», который он снял как режиссер. А 6 сентября в прокат выходит картина Авдотьи «История особого назначения», где ее юный родственник исполнил главную роль.

·8 сентября 2018·

Авдотья, вы признавались, что сценарий писали под Алексея. Почему не рассматривали других актеров?

Здесь сразу несколько соображений. Мы долго не могли найти точку равновесия сценария, пока не поняли, что главным героем должен быть молодой поручик Колокольцев. А когда мы с Аней Пармас (соавтор сценариев «Кококо», «Два дня». – Прим. «Антенны») пишем сценарий, то разыгрываем, проговариваем сцены, прежде чем их записать. Когда в центре молодой герой, ты, создавая его, опираешься на окружение, тех, кого хорошо знаешь. Так вот наиболее хорошо из молодых людей я знаю собственного брата и собственного сына. Так появилась идея снимать Алешу. К тому же он, когда учился у Соловьева во ВГИКе, играл Пьера Безухова в спектакле по роману «Война и мир», так что уже находились переклички. Кроме того, у брата была замечательная идея: «Давай подружимся». Дело в том, что у нас разница в возрасте 22 года (Алексею 27 лет. – Прим. «Антенны»). И я его всегда называла двоюродным сыном. Но с тех пор Алексей несколько вырос. А наиболее естественная форма дружбы, на мой взгляд, это совместная работа.И, честно говоря, после «Садового кольца» (Авдотья сыграла там небольшую роль. – Прим. «Антенны») Дунька без меня на площадке очень неуверенно себя чувствует. Не мог же я сестру подвести.Слушайте-слушайте, какой феерический нахал.

Алексей, вы к такому предложению сестры с энтузиазмом отнеслись?

Когда прочитал сценарий, сильно испугался. Все-таки, чтобы брать на такую роль неопытного артиста, надо иметь… характер, скажем так. Затем последовал долгий процесс подготовки с тщательными репетициями. И страх на какое-то время меня оставлял – это заслуга Авдотьи Андреевны, у которой индивидуальный подход к артистам. Ко мне она быстро нашла все ключи.На съемках он выносил мозг. Все время требовал скакать на лошади и махать саблей. Эту саблю мы ему потом подарили.

Как вы, Алексей, чувствовали себя в мундире того времени?

Это был ужас. Когда я в первый раз натянул на себя все детали костюма (а я, начитавшись у Энтони Хопкинса про его подход к работе, решил, что у меня должно быть все аутентичное, включая исподнее), то первое время передвигался, не сгибая руки-ноги, как Дед Мороз. Но под конец съемок ощущал, что более удобной одежды не носил никогда.Но все равно были такие вещи, к которым привыкнуть сложно. Воротник мундира жесткий, он натирает шею. У всех артистов оставались следы.И еще у людей, которые с детства много времени проводили на лошади, другая осанка, выправка. Вот за осанку мне пару раз стыдно в фильме.И есть один кадр, который я не могу пережить! Когда в одной из первых сцен завтрака с отцом Алеша облизывает нож. Я не могу этого видеть, но вырезать его не было никакой возможности.В защиту могу сказать, что я тогда съел десять калачей. Кстати, там случилась одна из забавнейших историй. Мы снимали в музее Некрасова в Санкт-Петербурге. Я всегда относился к историям о том, что Питер – это город сумасшедших, как к стереотипу. Вот мы снимаем, и отец (режиссер и актер Андрей Смирнов сыграл отца Колокольцева. – Прим. «Антенны») говорит моему герою следующее: «У тебя довольно свинские представления о блеске». Я собираюсь ответить, и вдруг мы слышим, как начинает орать свинья. Напоминаю: центр Санкт-Петербурга, музей. У папы ужас в глазах, он видит у меня такой же. Оказалось, что в соседнем ресторане у повара есть поросенок и он его вывел погулять.

Съемки помогли подружиться? Что вы друг о друге за это время узнали нового?

Мы сблизились. Мне и так было понятно, что мы с Алешей очень похожи. Здесь я убедилась в этом. Узнала, например, что у него такое количество энергии на болтовню, которая у меня уже давно отсутствует.А то ты не знала!Я не знала, что это может происходить 24 часа в сутки 7 дней в неделю! Нет, то, что Алеша повзрослел, мне было ясно раньше. Я наблюдала его на съемках «Садового кольца». Надо иметь очень сильный характер, чтобы держать площадку. Она же питается энергией режиссера. И тогда я поняла, что юноша вполне взрослый.Мы действительно похожи. Но я же про Дуню в моем возрасте знаю только по рассказам или слухам. И какие-то вещи в ее характере пытался расшифровать. Для меня стало открытием, например, какой огромный путь она прошла, чтобы развить в себе терпение такого уровня.

Алексей, но режиссер и актер ведь совсем разные профессии: в одной командуешь, в другой подчиняешься. Вам в итоге что больше понравилось?

В моей жизни одна профессия идеально помогает другой. Когда ты режиссер, все держишь в голове, запрещаешь себе что-то лишнее чувствовать. А когда ты актер, у тебя мозг засыпает. Хочется только шутить, быть блестящим, ярким, очаровательным. И еще мне в голову, как режиссеру, не приходило думать о том, нравится ли людям, как я работаю. А когда я артист, если меня за день не похвалят, я приду домой с ощущением, что я ничтожество, которое подвело всех окружающих.Поэтому артистов всегда надо хвалить.Даже если они твои братья, между прочим.Совести у тебя нет.

Алексей, у вас как у человека, рожденного в кинематографической семье, вариантов заниматься чем-то иным, наверное, не было?

Это иллюзия. У папы всегда была мечта, чтобы ни один из его детей к кино не имел никакого отношения. Он видел нас философами, математиками……он своих четверых детей последовательно пытался сделать филологами. Поэтому у всех трех старших дочерей (Александра занимается предпринимательством, Аглая – редактор на киностудии. – Прим. «Антенны») – незаконченное высшее филологическое образование. Туда же он отправил Алешеньку. И когда тот через два года ушел из РГГУ, и у папы случился обморок, все три сестры встали, как головы Горыныча, и сказали: «Отстань от него. Давай хоть один из нас получит то образование, которое хочет».И кончилось ВГИКом. Но никто на меня не давил в этом смысле. Когда мне было лет 13, родители поехали сниматься в сериале «Тяжелый песок». И, чтобы я там не умер со скуки, меня посадили работать на площадке. А с киноплощадкой обычно получается так: либо человек оказывается в ужасе, либо он нигде больше работать не хочет. Я был турагентом, переводчиком, курьером, много кем. Но более живым, чем на съемочной площадке, я себя не чувствую нигде. Там лучшая работа на свете.Это правда.

Авдотья: «К тому, что нас с отцом сравнивают, мы готовы. То, что не в нашу пользу, тоже, в общем, сюрпризом было только для папы»

То, что всех трех сестер и брата в вашей семье зовут на букву А, – идея папы?

Сначала вышло случайно, а потом папа уже впал в концепцию.

Груз фамилии в какие-то моменты давил на вас?

Послушайте, отец – наш лучший друг, товарищ и брат. Люди, которые не смеют поднять голос против него, оттаптываются на нас. Раньше для этого была одна я, теперь, с выходом «Садового кольца», нас как минимум двое. Я к этому уже привыкла, хотя когда-то очень переживала. Леша, поскольку мужчина, хорошо держит удар. В общем, расстроился у нас только папа.

Методы воспитания у папы по отношению к вам были разные?

Абсолютно.Расскажи, как ты меня называешь.Когда Лешенька родился, я за всех сестер сформулировала, что наконец у нас появился «Джон Мщу-за-Всех» из нашего всеми любимого романа «Черная стрела». Потому что сейчас он папеньке покажет, что мальчики – это не то, что девочки.И я гордо несу это знамя.

Авдотья и Алексей на съемках сериала «Садовое кольцо»

Вообще, главной жертвой режима в семье была я. На меня пришлись все родительские эксперименты. К Лешиному 6-летнему возрасту папа сформулировал чудную вещь: «Я понял, дети должны расти как трава». Я сказала: «Папа, а ты не мог это понять лет на 25 раньше?»Но это на словах у папы «как трава», на деле же он считает, что его ребенок должен читать и слушать только то, что папа скажет. И вообще, вести себя определенным образом. Так вот Дуня была единственной, кто говорил: «Папа, оставь человека в покое».У меня были посильнее аргументы. Потому что моя ранняя юность пришлась на время перестройки. Когда так называемый андерграунд перестал быть андерграундом. А мне повезло дружить со всеми этими людьми: художниками, рок-музыкантами, модельерами, писателями. Папа же в свое время мне объяснял, что Цой – это пустое место, что новые художники во главе с Тимуром Новиковым не имеют никакого отношения к искусству. Когда я ему говорила: «Они все окажутся в музеях, а Цой и Гребенщиков станут кумирами поколений на много лет вперед», папа крутил пальцем у виска. Но поскольку я оказалась права, а он сам с годами оценил очень многие вещи, то когда он высказывал такие же тенденции по поводу Алешеньки, я ему говорил: «Папа, тебе привет от Тимура Петровича Новикова, Бориса Борисовича Гребенщикова, а также других достойных людей, который ты считал сборищем идиотов». И как-то он утихал.

А у вас с братом сейчас вкусы похожи?

Нет. Совсем. Он, например, обожает Паоло Соррентино, я его терпеть не могу. Для меня это фальшак.Вы видели ее фильмы? Она ничего в кино не понимает! В папу пошла.

Алексей: «Весь подростковый период Дуня меня спасала, говорила: «Папа, оставь человека в покое»

Это соевое мясо! Он претенциозный…Он не претенциозный!Поверхностный…И не поверхностный! Он свободный, абсолютно настоящий художник.Настоящий художник не может так хотеть нравиться публике, запомни это. Вот вам, пожалуйста, ответ на вопрос о вкусах.Она что-то в литературе понимает и готовит очень хорошо. С кино это вопрос давно закрытый.

Алексей, поскольку вы выросли в окружении трех сестер, можете сказать, что хорошо знаете женщин?

Благодаря этому я хоть что-то знаю про женщин! Например, что нельзя так говорить. На самом деле, нет между нами большой разницы глобально. Есть одно только обстоятельство, которое определяет все остальное. Мужчина способен хотеть очень разных, противоположных вещей, но последовательно, а женщина – в один момент.Жизнь сложна, сынок.Так, двоюродная!Используемые источники:

  • https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20141212-syn-andreya-smirnova-vse-papiny-deti-begali-emu-za-vodkoy
  • https://www.sb.by/articles/sadovoe-koltso-rezhisser-snyal-papu-mamu-i-trekh-sester.html
  • https://www.wday.ru/stil-zhizny/novosty/avdotya-i-aleksey-smirnovyi-porabotav-vmeste-ponyali-naskolko-myi-pohoji/

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации