Андрей Смирнов
Время чтения: ~31 мин.
Просмотров: 0

Саша Чёрный. Образы детей и юмор в рассказах

Сегодня мы…

·                   Познакомимся с писателем Сашей Чёрным.

·                   Рассмотрим его рассказы «Кавказский пленник» и «Игорь Робинзон».

·                   Увидим, как автор изображает детей в рассказах.

·                   Порассуждаем о приёмах комического.

Но сначала попробуем разгадать небольшую загадку. Как вы думаете, кто автор этого стихотворения?

Жили-были мышки,

Серые пальтишки.

Жил ещё кот,

Бархатный живот.

Пошёл кот к чулану

Полизать сметану,

Да чулан на задвижке,

А в чулане мышки…

Сидит кот перед дверцей,

Колотится сердце, —

Войти нельзя!

Может, это написал Маршак?

Или нет, похоже на Чуковского!

На самом деле это стихотворение для детей сочинил писатель Саша Чёрный.

Необычное имя, правда? Хотя у этого писателя вообще было мало обычного в жизни.

Настоящее его имя – Александр Михайлович Гликберг.

А родился будущий литератор в Одессе, в 1880 году.

Семья Александра была еврейской и довольно обеспеченной. Вот только родители совсем не уделяли детям внимания.

Мать была больной и нервной, а суровый отец часто уезжал по делам службы. А когда приезжал – наказывал детей за любые мелочи.

В девять лет Саша поступил в гимназию, но лучше не стало. В гимназии были жестокие порядки, и учителя тоже постоянно наказывали учеников.

Так что в пятнадцать лет Саша не выдержал и сбежал в Петербург к тётке. Он надеялся, что там удастся продолжить обучение.

И действительно, в гимназию он поступил, но из-за двойки по алгебре был отчислен! И тут родители отрекаются от сына.

Они не отвечают больше на его письма и не высылают ему деньги.

Александр оказывается на пороге нищеты – ему нужно идти попрошайничать!

Но тут начинающий журналист написал статью о его случае. В статье описывалось горе мальчика. Газету прочитал чиновник Константин Роше. И решил, что Саше нужно помочь.

Он пригласил юношу к себе в Житомир. И именно Роше стал для Саши настоящим наставником, учителем и другом. Кстати, чиновник очень любил стихи, так что помогал Саше и развивать талант.

Очень скоро Александр Гликберг начинает писать острые сатирические стихи. Конечно, они совсем не понравились царскому правительству.

В моде тогда был поэт Андрей Белый – так называемый символист, который наполнял стихи сложными, возвышенными образами, оторванными от реальности. И Александр в противовес ему взял псевдоним Саша Чёрный – ведь он писал едкую сатиру, высмеивающую действительность.

Очень быстро Саша Чёрный стал популярным сатириком. Его творчеством восхищались не только читатели, но и писатели, например, Корней Чуковский.

image001.jpg

Но с советской властью поэт не поладил и после 1917 года уехал из страны. Он продолжал жить и писать во Франции.

Саша Черный купил себе небольшой домик в Провансе, и зажил в мире со знакомыми и с соседями.

Но однажды на соседской ферме случился пожар. Писатель бросился помогать и бесстрашно тушил огонь в самых опасных местах. Вот только он сильно перегрелся, а сердце у Саши Чёрного было уже слабым.

Он умер в 1932 году – ему в то время был 51 год.

И после него читателям остались книги. Это и яркие сатирические тексты. И философские или гражданские стихотворения. И очень много Саша Чёрный написал стихов для детей и сказок и рассказов.

Многие тексты автора вызывают улыбку, и мы познакомимся сразу с двумя – «Игорь Робинзон» и «Кавказский пленник». Это небольшие рассказы… но почему их названия кажутся нам такими знакомыми?

Ведь Робинзон – это герой книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»! А «Кавказский пленник» ведь вообще написал Лев Толстой, мы совсем недавно говорили об этом!

Так зачем же автор берёт чужие названия для своих произведений?

Потому что так создаётся комический эффект!

Ведь автор как будто передразнивает ситуацию, которая разворачивается в романе про Робинзона Крузо. Герой попадает на остров, исследует его, преодолевает опасности, потом находит друга-Пятницу и в конце концов спасается.

У Саши Черного в рассказе всё это есть! Только вот потерпевшим крушение Робинзоном становится маленький озорной Игорь.

И все детали вдруг тоже становятся маленькими и смешными. Вместо корабля – лодка, вместо острова – островок с кроликами, вместо индейцев – крыса и оса.

Пятницей становится пудель, а вызволяет Игоря садовник!

Можно сказать, что рассказ Саши Чёрного – это пародия на роман Даниэля Дефо.

А самое интересное – что Игорь наделён почти такими же качествами, как настоящий Робинзон. Он не собирается реветь и не сдаётся. Он догадлив и храбро отгоняет крысу. Он очень изобретателен!

Вот только приключение у него детское и как бы игрушечное. Хотя для маленького Игоря оно выглядит серьёзно: ему страшно, и он грустит. Но мы-то, читатели, понимаем, что никакой опасности для Игоря по-настоящему нет, его скоро найдут!

image002.jpg

А нелепые сны Игоря только добавляют комедии:

 И приснилось ему, что из пруда вылез огромный зелёный крокодил, поставил передние лапы на остров и спрашивает у осы: «Эй, ты, жужжалка! А где здесь маленький мальчик? Я сегодня именинник, вот он у меня и пойдёт на третье блюдо…» А оса прилипла к конфетной бумажке, рот сладким соком набила и, к счастью, ничего ответить не может. И крокодил стал сердито лаять…

А что же рассказ «Кавказский пленник»? Неужели герои в нём попадают в игрушечный плен? Действительно! Мы видим девочек Валю и Катю, которые только что прочитали рассказ Толстого и решили поиграть в него!

Вот только игра их ну совсем не похожа на серьёзный и драматические рассказ «Кавказский пленник»! Потому что назначенный пленником Жилиным мальчик Мишка упорно не хочет в плен попадать! А исполняющий роль Костылина Тузик нагло ест пирожки.

Но самое комичное – это то, что пленникам слишком уж хорошо в плену, да так, что они и не хотят на волю.

И в конце концов девочки решают сами стать пленницами:

«Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись. Разве плохо в тёплой яме? … Тузик стал блох искать, а потом к мальчику примостился, — на коврике мягко, — и ежом свернулся. Куда там ещё бежать?

Кричали девочки, сердились, приказывали. Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть. Ведь могло быть и четыре пленника. А бежать днём все равно не полагается».

Здесь комический эффект – в несоответствии ожидаемого и действительности. Что ожидают девочки от игры и о чём думает читатель? О произведении Толстого – про храброго Жилина, которого мучили татары, про девочку Дину и про её помощь пленника.

Что получается? «Кавказские пленники» сидят все вместе в оранжерее. И не представляют, что такого трагического в рассказе Толстого – ведь быть в плену так весело!

И вот мы уже нашли несколько приёмов комического, которыми пользуется автор.

Во-первых, он пародирует ситуацию из серьёзного произведения, при этом делает её неопасной, уменьшает каждую деталь.

Во-вторых, он показывает несоответствие ожиданий тому, что получается в итоге.

Комичной может быть сама ситуация, когда девочки собираются играть в рассказ Толстого. Или когда они представляют финал рассказа на свой лад – как Дина вышла замуж за Жилина.

 Комичным становится противопоставление несерьёзности ситуации и того, как серьёзно её воспринимает герой.

«Ах, как тяжело быть Робинзоном! Пошёл Игорь в будку и стал придумывать план спасения. Если бы было ружье, он бы выстрелил три раза. Сигнал бедствия! Или, если вверху над прудом покажется аэроплан, — он часто здесь пролетает, — можно будет крикнуть лётчику:

— Спуститесь у большого дома за парком и скажите, что я здесь… И что я очень хочу есть!..

Но ни ружья, ни аэроплана не было».

Но неужели больше никаких комических приёмов в этом произведении нет? Есть, и очень много.

Например, смешными могут казаться мысли героев, их детская наивность. Например, Валя хочет высечь татар крапивой. А Игорь считает доказательством силы то, что он может жестянку с краской продержать десять секунд. Или, например, Игорь представляет на островке катакомбы, которые тянутся до самого Парижа.

«Игорь заглянул на кухню, выпросил у кухарки кусок теста, вылепил из него бюст Гоголя и поставил на скамейку сохнуть на солнце. Но пришёл индюк, выругался на своём индюшечьем языке, клюнул Игоря в кушак, а Гоголя съел. Дурак надутый!»

Герои выражаются и рассуждают действительно по-детски смешно, и в рассказе «Кавказский пленник» это тоже заметно. Вот как представляют себе девочки Валя и Катя жестокую расправу Жилина с татарами.

«Если вы ещё раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! Слышите вы!.. Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку, чтоб она русской грамоте научилась и сама могла «Кавказского пленника» прочесть. А теперь вон с моих глаз!».

Смешным становится и слишком серьёзный, торжественный тон в комичной и несерьёзной ситуации. Например, вот какую надпись делает Игорь на медали для пуделя.

«Пуделю Цезарю за спасение погибающего мальчика, который самовольно застрял на острове. Детский Спасательный Комитет».

А девочки вполне серьёзно в игре пишут вот такую записку:

«Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник».

Смешными могут быть даже описания. Здесь автор очень изобретателен. Разве могут выглядеть серьёзными:

курчавый, благосклонный Пушкин и гусар Лермонтов с вздёрнутым носиком?

Илипучеглазая, румяная матрёшка: одна нога босая, точно обсосанная, другая — в роскошной бархатной валенке

А вот кухарка, которая мурлыкала какую-то котлетную польку

Или вот

 дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного знака

Забавно выглядит иногда описание предметов. Например, Валя приносит «пленнику» вместо куколок плюшевого слона, резинового верблюда, матрешку, безногого паяца и платяную щётку!

Только не надо думать, что Саша Черный зло подтрунивает над своими маленькими героями. Наоборот, он ими любуется. Ведь что объединяет героев двух рассказов?

Это дети с живым воображением, которые умеют выдумать игру и полностью в неё погрузиться.

Они находчивые, любят читать и горячо откликаются на прочитанные книги, неважно, что это – «Робинзон Крузо» или история Толстого о кавказском пленнике.

Маленький Игорь учится перебарывать свой страх и с интересом исследует окружающий мир. А девочки Валя и Катя жаждут справедливости – ведь они играют в кавказских пленников только потому, что хотят придумать более счастливую концовку.

Саша Чёрный показывает своих героев светлыми, умными и добрыми.

Что же мы должны сегодня запомнить?

·                   Саша Чёрный творил в начале двадцатого века. Он был сатириком, но написал также много рассказов и стихотворений для детей.

·                   В рассказах «Кавказский пленник» и «Игорь Робинзон» есть отсылка к произведениям классики. Но ситуации из серьёзных произведений показаны глазами детей, из-за чего становятся комичными.

·                   В своих рассказах Саша Чёрный использует много юмористических приёмов: пародию, комичность ситуации, несоответствие ожидаемого действительности. Автор делает смешными описания и диалоги героев.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки! Презентации» Образование» Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Слайды и текст этой презентации Слайд 1Описание слайда: Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. Слайд 2Описание слайда: Александр Михайлович Гликберг — Однажды он открыл секрет своего псевдонима: «Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша ). Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей «литературы» что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем». Слайд 3Описание слайда: Псевдоним – это… Вымышленное творческое имя писателя, поэта, художника, музыканта и других представителей творческих профессий Слайд 4Описание слайда: Саша Черный. Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Чёрного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотичный отец и больная истеричная мать). Слайд 5Описание слайда: Саша Черный. В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку, после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К.К. Роше. Из Житомирской гимназии Чёрный был вновь исключен «без права поступления» за столкновение с директором. Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете «Волынский вестник». Слайд 6Описание слайда: Саша Черный. В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале «Зритель», имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением «Чепуха» (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт. Слайд 7Описание слайда: Саша Черный. В 1906 г. Чёрный выпустил первый сборник стихов «Разные мотивы», в который вошли гражданские произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательств состоялось лишь в 1908 г., так как в 1906 г. Чёрный выехал за границу. Слайд 8Описание слайда: Саша Черный. В 1912 — 1914 гг. Чёрный пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как детский писатель. Слайд 9Описание слайда: Саша Черный. В августе 1914 года ушёл на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 . служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918 — 1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель. Слайд 10Описание слайда: Саша Черный. В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге Франции. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался. Слайд 11Описание слайда: Тестовые вопросы по биографии и творчеству С.Чёрного. — Год рождения: а) 1880; б) 1882; в)1793; г)1890. — Место рождения: а) Москва; б) Петербург; в) Одесса; г) Житомир. — В каком году дебютировал: а) 1910; б) 1905; в) 1893; г) 1900. — Чем не занимался Саша Черный: а) переводы; б) написание стихов; в) составление словаря; г) написание детских рассказов. — Где активно стал проявлять себя как детский писатель: а) Прованс; б) Петербург; в) Берлин; г) Каунас. — Настоящее имя писателя: а) Алексей Максимович Пешков; б) Александр Михайлович Гликберг; в) Игорь Васильевич Лотарев; г) Александр Степанович Гриневский. Слайд 12Описание слайда: Рассказ «Кавказский пленник». Где происходит действие? Какое время года изображено? Как автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города? Перечитайте описание обстановки дома, где жили девочки. Чем отличалось убранство комнат? Слайд 13Описание слайда: Рассказ «Кавказский пленник». Описание интерьера в произведениях даётся для того, чтобы передать реалии того времени, о котором идёт повествование, кроме того, с помощью интерьера передаётся характер в жизни героя, даётся информация о самом герое. Особую роль при описании интерьера играет деталь. Слайд 14Описание слайда: Рассказ «Кавказский пленник». Как выглядели девочки? Почему ? Какое впечатление на девочек оказал рассказ «Кавказский пленник «? Как решили поиграть девочки? Слайд 15Описание слайда: Рассказ «Кавказский пленник». Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему? — Как автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей? Объясните заключительные строки рассказа? Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему? Слайд 16Описание слайда: Найдите в тексте рассказа «Кавказский пленник» и зачитайте: Описание обстановки дома, где жили девочки; Описание внешнего вида девочек; Описание природы. Слайд 17Описание слайда: Юмор в рассказе. Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный. Слайд 18Описание слайда: Домашнее задание Ответить на вопросы мини-теста «Игорь-Робинзон» Слайд 19Описание слайда: «Игорь-Робинзон» Слайд 20Описание слайда: Мини-тест «Игорь — Робинзон»: 1. Кто главный герой рассказа? 2. Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует? 3. В какую игру он играет? 4. Какие детали на это указывают? 5. Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала? 6. Чем закончилась эта игра? 7. Как ведёт себя Игорь? 8. Что делает Игорь на острове. Слайд 21Описание слайда: Мини-тест «Игорь — Робинзон» 9. Когда осматривает владения, что он себе представляет? 10. Когда зовёт на помощь, что при этом слышит? 11. Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание? 12. Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые? 13. Кто спасает Игоря? 14. Всерьез ли называет автор Игоря Робинзоном? Слайд 22
Описание слайда: Это ваш слуга покорный, Он зовется «Саша Черный»… Почему? Не знаю сам. Скачать презентацию на тему Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» можно ниже:

<legend>Tags</legend>СашаЧерный.Образыдетейврассказах«Кавказскийпленник»,«Игорь-Робинзон»

Похожие презентации

Отправить презентацию на почту

<label>Email</label>Черный С., рассказ «Кавказский пленник» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Кавказский пленник» и их характеристика

  1. Валя. Старшая сестра. Добрая, веселая, находчивая.
  2. Катя. Младшая сестра. Тоже добрая, выдумщица.
  3. Мишка. Сын дворецкого. Веселый мальчик.
  4. Тузик. Дворняжка. Самый веселый пленник.

План пересказа рассказа «Кавказский пленник»

  1. Веселый день и грустные девочки
  2. Как мог кончится «Кавказский пленник»
  3. Мишка и Тузик становятся пленниками.
  4. Требование выкупа
  5. Пирожки
  6. Четверо пленников
  7. Возвращение мамы
  8. Освобождение.

Кратчайшее содержание рассказа «Кавказский пленник» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Стоял веселый весенний день и только Вале и Кате было грустно.
  2. Они прочитали «Кавказский пленник» и переживали, как могла бы закончится книжка.
  3. Найдя в саду яму, девочки решили поиграть в кавказского пленника.
  4. Они посадили в яму Мишку и Тузика, и кормили их пирожками.
  5. Потом девочки сами забрались в яму и смотрели на облака.
  6. Когда мама освободила их, они уже не понимали, почему книжка показалась им грустной.

Главная мысль рассказа «Кавказский пленник» В игре весело даже пленникам в яме.Чему учит рассказ «Кавказский пленник» Рассказ учит сочувствию и состраданию. Учит фантазировать и выдумывать. Учит играть. Учит тому, что игра обязательно будет веселой, если она нравится игрокам. Учит дружить. Учит радоваться жизни.Отзыв на рассказ «Кавказский пленник» Мне понравился этот рассказ и особенно мне понравилась игра, которую выдумали девочки. Они очень достоверно разыграли сценку из рассказа Льва Толстого, и конечно им всем очень понравилось играть в пленников. В игре оказаться пленником не было страшно, а было весело. И у девочек составилось совсем иное впечатление о прочитанной книге.Пословицы к рассказу «Кавказский пленник» Пошла потеха, надорвать живот от смеха. Кто много смеется, тому легче живется. У нашего молодца нет забавам конца. Не любо — не смейся, а другим не мешай. Где горе, там и радость.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Кавказский пленник» Стоял чудесный весенний день, все цвело и благоухало. Зеленела молодая трава, весело пели птички. Вдоль забора, отделявшего дачи носились собаки. С той стороны — такса, с этой дворняжка Тузик. Внизу покачивалась пристань и выбегала к Елагину мосту маленькая славная речка. Шесть юношей снесли к ней длинную лодку и понеслись по воде. Старик на лодке вылавливал плавающие бревна, мальчишки раскачивали лодку у берега. А с Невы плыла в речку веселая компания с гармошками. Всем было хорошо в этот день, даже старенькой бабушке, отдыхавшей на балконе. И в примыкающем к саду флигеле было весело и уютно. Две сестренки стояли у стеклянной двери и только им в этот день было грустно. У старшей, Вали, даже блестела на щеке слезинка, а младшая, Катя, стояла надувшись. Дело было в том, что девочки только что прочитали «Кавказский пленник» и ужасно разволновались. Взрослых в доме не было, и не у кого было спросить, правда ли написана в книжке. Наконец Кате надоело дуться и она сказала, что Жилин все-таки удрал, и наверное потом поймал татар, которые его мучили, и наказал их. Валя подхватила, сказав, что высек он их крапивой. Хотя тут же передумала и сказала, что великодушный русский офицер конечно бы отпустил татар, а девочке Дине дал бы георгиевскую медаль. А потом Дина бы вышла замуж за Жилина. Катя даже взвизгнула от восторга и девочки вышли в сад. Девочки остановились около ямы с прошлогодними листьями и переглянулись. Они поняли друг друга без слов и решили, что Жилиным будет Мишка, а Костылиным Тузик. А они сперва будут татарами, которые их поймают, а потом Диной и ее подружкой, которые освободят пленников. Девочки стали звать дворецкого мальчика Мишку. Мишка сразу согласился играть в пленника и оседлав прут, поскакал вдоль забора. Девочки стреляли в него, но Мишка не падал и только кричал, что они не попали. Тогда сестры стащили Мишку с прута и посадили в яму, бросив туда коврик, чтобы было мягче. Туда же запихали и довольного Тузика. Потом девочки написали от имени Тузика-Костылина письмо с требованием выкупа и вручили его дворнику Семену. В это время пленники в яме весело играли. Девочки стали требовать, чтобы Мишка лепил им кукол, но тот не знал из чего. Тогда девочки принесли из дома игрушек, а заодно и три пирожка. Мишка стал выбрасывать игрушки, а девочки бросили ему пирожок. Но пирожок съел Тузик, затем и второй. Только третий пирожок достался Мишке. Потом девочки спустили в яму прут, но пленники отказались вылезать, в яме ведь было удобно. Девочки кричали и ругались, но потом сами залезли в яму и сидели все вчетвером, смотря на облака. Через два часа вернулась мама девочек и долго не могла найти дочерей. Дворник показал ей записку про пять тысяч монет, но мама ничего не поняла. Она стала громки звать девочек и те откликнулись, словно из-под земли. Нашла мама девочек в яме, удивилась, и потребовала вылезать. Вылезли пленники, прижались к маме, домой идут, жмурятся. И непонятно им, почему сперва им так грустно было, ведь превеселая это книга — «Кавказский пленник».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник»1.jpg

Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу написания рассказа «Кавказский пленник». Во время пребывания на Кавказе великий писатель попал в западню к горцам. Там он оказался вместе со своим приятелем, но им удалось избежать печальной участи. Они целые и невредимые вернулись домой. Это происшествие напрямую отразилось на этом произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров. Каждый из них полная противоположность другому. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что если не сидеть, сложа руки, все получится.

Характеристика героев«Кавказского пленника»

Главные герои

Иван Жилин

Главный герой «Кавказского пленника». Он предстает в образе настоящего русского офицера, доблестного и бесстрашного. По характеру Жилин строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Мужчина требует уважения к своей персоне даже от пленивших его татар. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и рассудительно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить все что угодно. Главное отличие его от Костылина – это сила воли и твердость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.

Костылин

Офицер. Однако он – полная противоположность Жилину. Костылин грузный и неповоротливый. Такой же он и по характеру и поведению. Мужчина полностью согласен с участью пленника. Костылин находится постоянно в унынии, всегда жалуется. У него нет гордости, даже уважения к самому себе. От такого образа жизни он вскоре заболел. Костылин предстает перед читателями подлым трусом, неспособным побороться за свою свободу. Позднее, за него прислали выкуп родные.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Старик

Один из самых ярких второстепенных героев. Раньше он считался лучшим джигитом в ауле, очень богатым. У старика было три супруги и 8 сыновей. Потом пришли русские и убили 7 сыновей, разграбили имение. Один сын сдался русским, а старик после его убил собственноручно как предателя. Теперь старик – Ходжи, молится Богу. А на всех русских он затаил ненависть. Даже ходил к Абдулу – Марату с просьбой убить Жилина.

Абдул – Марат

Зажиточный «черный» татарин, у которого в плену оказались два офицера. Он заставил пленников написать письма домой, чтобы родные прислали выкуп. Как хозяин Абдул характеризуется с положительной стороны. Он уважает пленников. Описание личности татарина, дает понять, что с одной стороны он добрый, но в то же время видит в Жилине врага.

Дина

В рассказе Толстого Дина – дочь Абдула – Марата, ей всего 13 лет. Милая и спокойная девочка, она была просто в восторге от кукол, которые для нее делал Жилин. Дина очень добрая и жалостливая. Она помогла совершить побег Жилину. Все то время, пока он был в плену, она украдкой приносила еду. В конечном итоге, Дина и русский офицер расстались друзьями.

Кази Мугамед

Его называют «красным татарином», из-за его бородки такого же цвета. Изначально, Жилин был в плену у Кази Мугамеда. Именно он пленил русского офицера, а потом продал Абдулу – Марату. Он с пренебрежением относится к Жилину.

Старуха

Имени старухи в произведении не указано. Она разбила куклу, сделанную Жилиным. Постоянно ворчит на Дину, заставляет ее работать. Полная характеристика персонажа старухи не ясна, но судя по сжатому анализу ее роли, она ворчлива и недовольна жизнью.

</tr></table>

В «Кавказском пленнике» герои – это два полностью противоположных персонажа. Данный материал будет полезен для написания сочинений по школьной программе 5 класса.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки! Презентации» Образование» Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Слайды и текст этой презентации Слайд 1Описание слайда: Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах. Слайд 2Описание слайда: Александр Михайлович Гликберг — Однажды он открыл секрет своего псевдонима: «Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша ). Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей «литературы» что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем». Слайд 3Описание слайда: Псевдоним – это… Вымышленное творческое имя писателя, поэта, художника, музыканта и других представителей творческих профессий Слайд 4Описание слайда: Саша Черный. Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Чёрного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотичный отец и больная истеричная мать). Слайд 5Описание слайда: Саша Черный. В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку, после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К.К. Роше. Из Житомирской гимназии Чёрный был вновь исключен «без права поступления» за столкновение с директором. Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете «Волынский вестник». Слайд 6Описание слайда: Саша Черный. В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале «Зритель», имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением «Чепуха» (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт. Слайд 7Описание слайда: Саша Черный. В 1906 г. Чёрный выпустил первый сборник стихов «Разные мотивы», в который вошли гражданские произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательств состоялось лишь в 1908 г., так как в 1906 г. Чёрный выехал за границу. Слайд 8Описание слайда: Саша Черный. В 1912 — 1914 гг. Чёрный пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как детский писатель. Слайд 9Описание слайда: Саша Черный. В августе 1914 года ушёл на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 . служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918 — 1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель. Слайд 10Описание слайда: Саша Черный. В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге Франции. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался. Слайд 11Описание слайда: Тестовые вопросы по биографии и творчеству С.Чёрного. — Год рождения: а) 1880; б) 1882; в)1793; г)1890. — Место рождения: а) Москва; б) Петербург; в) Одесса; г) Житомир. — В каком году дебютировал: а) 1910; б) 1905; в) 1893; г) 1900. — Чем не занимался Саша Черный: а) переводы; б) написание стихов; в) составление словаря; г) написание детских рассказов. — Где активно стал проявлять себя как детский писатель: а) Прованс; б) Петербург; в) Берлин; г) Каунас. — Настоящее имя писателя: а) Алексей Максимович Пешков; б) Александр Михайлович Гликберг; в) Игорь Васильевич Лотарев; г) Александр Степанович Гриневский. Слайд 12Описание слайда: Рассказ «Кавказский пленник». Где происходит действие? Какое время года изображено? Как автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города? Перечитайте описание обстановки дома, где жили девочки. Чем отличалось убранство комнат? Слайд 13Описание слайда: Рассказ «Кавказский пленник». Описание интерьера в произведениях даётся для того, чтобы передать реалии того времени, о котором идёт повествование, кроме того, с помощью интерьера передаётся характер в жизни героя, даётся информация о самом герое. Особую роль при описании интерьера играет деталь. Слайд 14Описание слайда: Рассказ «Кавказский пленник». Как выглядели девочки? Почему ? Какое впечатление на девочек оказал рассказ «Кавказский пленник «? Как решили поиграть девочки? Слайд 15Описание слайда: Рассказ «Кавказский пленник». Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему? — Как автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей? Объясните заключительные строки рассказа? Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему? Слайд 16Описание слайда: Найдите в тексте рассказа «Кавказский пленник» и зачитайте: Описание обстановки дома, где жили девочки; Описание внешнего вида девочек; Описание природы. Слайд 17Описание слайда: Юмор в рассказе. Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный. Слайд 18Описание слайда: Домашнее задание 1. Выполнить тест. 2. Прочитать рассказ «Игорь-Робинзон» Слайд 19Описание слайда: Тест по рассказу «Кавказский пленник» Тест по произведению Саши Чёрного «Кавказский пленник»? 1. Где происходит действие в произведении Саши Чёрного «Кавказский пленник»? 1) в поле 2) в саду 3) в лесу 4) на площади 2. Укажите название цветов, которые «повылазили из тёплой земли» на клумбе 1) розы 2) лилии 3) тюльпаны 4) пионы 3. Кто был в роли «неизменного адъютанта» в произведении Саши Чёрного «Кавказский пленник»? 1) Катюша 2) Тузик 3) кухарка 4) Валя 4. Какое время года описывается в рассказе? 1) лето 2) осень 3) зима 4) весна 5. Как звали девочек? 1) Лена и Маша 2) Валя и Катя 3) Таня и Оля Слайд 20Описание слайда: 6. Кто в игре стал исполнять роль «кавказских пленников»? 1) Миша и Тузик 2) кухарка и садовник 3) няня и Тузик 7. Что сделали девочки, когда пленники отказались выбираться из ямы? 1) спрыгнули в яму 2) убежали 3) вытащили пленных 8. Какой хвост был у петуха? 1) красный 2) генеральский 3) пышный 9. Чем кормили девочки пленных? 1) лепешками 2) булочками 3) пирожками с капустой 10. Где родился Саша Чёрный? 1) в Москве 2) в Петербурге 3) в Одессе 4) в Провансе   Слайд 21
Описание слайда: Это ваш слуга покорный, Он зовется «Саша Черный»… Почему? Не знаю сам. Скачать презентацию на тему Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» можно ниже:

<legend>Tags</legend>СашаЧерный.Образыдетейврассказах«Кавказскийпленник»,«Игорь-Робинзон»

Похожие презентации

Отправить презентацию на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://videouroki.net/video/63-sasha-chyornyj-obrazy-detej-i-yumor-v-rasskazah.html
  • https://myslide.ru/presentation/1597243989_sasha-chernyj-obrazy-detej-v-rasskazax-kavkazskij-plennik—igorrobinzon
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/01/blog-post16.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kavkazskiy-plennik/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://myslide.ru/presentation/1597257944_sasha-chernyj-obrazy-detej-v-rasskazax-kavkazskij-plennik—igorrobinzon

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации