Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Стендап (жанр)

Стенда́п-комедия (стенда́п; англ. stand-up comedy) — комедийное искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно говоря напрямую зрителям. Часто для стендапа организуются специальные комедийные клубы (англ. comedy club). Выступающего называют стендап-комиком, комиком или стендапером.

Содержание

Материал стендап-комиков, как правило, состоит из историй и шуток. В стендап-комедии есть комики, которые используют в комедии музыкальные инструменты (музыкальная комедия), чревовещание, фокусы и прочее. Стендап-комедия проводится в комедийных клубах, барах, пабах, клубах, театрах, в ДК и других местах, предназначенных для выступления перед зрителями.

Помимо живых выступлений, стендап распространяется коммерчески через CD, DVD, ТВ и интернет. В середине десятых годов одной из главных площадок для англоязычной стендап-комедии стали стриминговые сервисы. Распространение стендапа через физические носители практически сходит на нет.

История

Греческие корни

Ораторское искусство с вкраплениями комедии берет своё начало от греческой Паррезии[1] (400 гг. до н. э.). Ораторское искусство использовали последователи кинизма и эпикуреизма для того, чтобы рассказывать о реальности без цензуры.

Европейские варьете

Увеселительные заведения, в которых стали показывать «малые» формы развлечения, появились в Европе в начале XVIII века. В 1720 году в Париже был открыт театр «Варьете», где показывались разные музыкальные сценки и фарсы. Название «варьете» стало нарицательным, и эта форма развлечения с некоторыми изменениями вскоре распространилась по всей Европе и США: в Англии варьете показывали в мюзик-холле, во Франции — в кафе-шантанах, в США — в водевиле и бурлеске. Комедия была одним из видов развлечения при варьете: помимо комиков там выступали певцы, танцоры и другие артисты.

Великобритания

В Великобритании в XVIII—XIX веках «малую» форму комедии показывали в варьете при мюзик-холле. Выступления комиков подвергались предварительной цензуре канцелярией лорда великого камергера Англии, однако Закон о театрах 1968 года полностью упразднил театральную цензуру. В послевоенный период мюзик-холлы приходят в упадок на фоне развития телевидения и радио. К 1970-м годам мюзик-холлы фактически перестали существовать.

Новым местом для комедии стали клубы для рабочих, где помимо комедии выступали певцы и другие артисты. Самые популярные комики из клубов вскоре вышли на ТВ с варьете-шоу, которые снимали в самих клубах. С 70-х гг. в Великобритании начинает преобладать американский стиль стендапа: в 1979 году в Лондоне был открыт комедийный клуб Comedy Store, названный в честь американского клуба, и всё большее число комиков попадает под влияние американских стендап-комиков.

США

Варьете в США показывали в водевиле. Многие называют Марка Твена стендап-комиком, хотя во времена Твена стендапа не существовало как такового, и была только водевильная комедия. Твен был «предвестником» стендапа: его публичные выступления были похожи на выступления современных стендап-комиков, хотя профессиональные комики из водевиля считали стиль выступления Твена маргинальным.

К 30-м гг. XX века, на фоне популярности кинематографа, ТВ и радио, водевиль был фактически мёртв. Заведения либо закрывались, либо превращались в кинотеатры. Бывшие артисты водевиля уходили в кино, на ТВ и радио, или прекращали творчество. Комики из водевиля появляются в ночных клубах, которые контролировались мафией, и к 40-м гг. появляется термин «стендап-комедия». Приставка «stand-up» у мафии означала, что это нечто «проверенное», «верное» или «надёжное»: «stand-up fighter» — «верный боец», «stand-up guy» — «надёжный человек» и «stand-up comic» — «надёжный комик», который работает в клубе и не говорит ничего лишнего. Впоследствии название потеряло свой изначальный смысл и стало означать просто комика на сцене. Малая форма комедии начинает выделяться в отдельное искусство и появляется отдельная комедийная сцена под названием «стендап», которая к 50-м гг., после начала правительственной борьбы с организованной преступностью, окончательно выходит из под контроля мафии и становится независимой.

В послевоенное время[уточнить] произошёл «взрыв» стендап-комедии. По всей Америке строились новые комедийные клубы. К 1970 году стендап-комедия в США стала основной формой юмористического выступления на сцене.

У истоков американского стендапа стоят такие люди, как Ленни Брюс, Ричард Прайор, Джордж Карлин, Билл Косби, Вуди Аллен. Являясь «первопроходцами» современного стендапа, они испытали немало трудностей, связанных с правом выступать с определённым материалом. В частности, Ленни Брюс неоднократно подвергался арестам за непристойность своих выступлений. Джордж Карлин с его комедийным номером «Семь ругательств» попал под судебное разбирательство в Верховном суде США. Впоследствии их влияние развило стендап, и появилось новое поколение стендап-комиков: Эдди Мёрфи, Робин Уильямс, Родни Денджерфилд, Вупи Голдберг и другие.

Восьмидесятые стали десятилетием первого «бума» стендап-комедии. Появились первые национальные супер-звёзды, вышедшие из стендапа — Эдди Мёрфи, Джерри Сайнфилд, Розанна Барр, Билл Косби и другие. Стендап-комедия была везде: на каждом канале было своё стендап-шоу, появлялись новые комедийные клубы и в стендап приходило огромное число новых комиков.

В девяностых пузырь американского стендапа лопнул. С переизбытком комедийных клубов в стране, каждому клубу становилось всё сложнее вести бизнес, так как большому числу клубов требовалось ещё большее число комиков. Отсюда качество комедии стало неизбежно падать, что привело к падению популярности клубов и выходу из бизнеса некоторых заведений.

Россия

В России стендап-комедия начала развиваться с середины 2000-х годов. Интерес к стендапу формировался на фоне распространения записей и переводов выступлений западных комиков. Первое стендап-шоу на российском ТВ вышло в конце 2012 года — «Центральный микрофон» на канале СТС. В 2013 году на телеканале ТНТ было запущено шоу «Stand Up». В 2014 году на СТС стартовал проект «Ленинградский Stand-Up клуб».

В части регионов образовывались местные стендап-клубы. Значительные стендап-сцены есть в Москве (Stand-Up Club #1, StandUp Store Moscow), Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Воронеже, Казани.

См. также

  • 16px-Folder_Hexagonal_Icon.svg.pngКатегория
  • 16px-Portal-puzzle.svg.pngПортал

</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 17 августа 2020 в 17:15.

«Афиша» пообщалась с четырьмя комиками и выяснила, что из себя представляет стендап в России, а также проследила историю развития Comedy Club от первых гастролей до завоевания многомиллионной аудитории России и СНГ.

3 августа 2015

Этот материал впервые был опубликован в июльском журнале «Афиша».

Игорь Меерсон

бывший участник команды КВН «Мегаполис», комик

Игорь МеерсонМы первое поколение стендапа в России, и у нас не было других путей реализовать себя в юморе, кроме как пройти через жерло КВН. Я благодарен КВН за работоспособность, которой он научил. Постоянные игры, постоянная необходимость придумывать новый материал — все это настраивает на хорошую скорость. В этом плане мы даем большую фору нашим зарубежным коллегам. Я слышал, что в Америке есть соревнования комедийных трупп, но они скорее ставят спектакли, и, конечно, это не имеет такого масштаба, как у нас. Здесь же настоящая армия: в каждом институте есть КВН. В нашем советском прошлом преобладала коллективная культура и коллективное сознание. Это выражалось и в творчестве, так что КВН попал в резонанс со временем. Однако юмор — вещь довольно индивидуалистичная, в ней главную роль играет мнение одного человека, его личная жизнь, его опыт. Поэтому жанр стендапа, когда на сцене стоит один человек и делится своими мыслями, изначально пользуется большей популярностью на Западе. Слава богу, что сейчас в нем пытаются себя найти все больше наших молодых людей. Практически во всех крупных городах открываются вечеринки open mic (то есть открытый микрофон), где кто угодно может выйти на сцену на 2–3 минуты. Только живьем, на сцене, разговаривая с людьми в зале, ты поймешь, твое это или нет. Очень много появилось комиков в интернет-пространстве, чаще всего это видеоблогеры. Но по-моему, несмотря на огромное количество подписчиков, люди, которые ставят айфон на треногу у себя в комнате и перед ним что-то начитывают, не имеют никакого отношения к стенд–апу. В интернете намного легче создается иллюзия собственной значимости. Всем им советую выйти на сцену в своем городе и проверить, сработает ли это с реальными зрителями. Благо сейчас даже, например, в Новосибирске отыщется минимум три точки с открытым микрофоном: в одну можно прийти в понедельник, в другую в четверг, в третью в субботу. Но пока в России нет индустрии стендапа. Нет ни продюсеров, ни промоутеров, ни менеджеров, занимающихся юмористами. И телевизионные передачи поэтому очень важны и полезны — они создают некий базис, знакомят с жанром людей по всей России.

Дмитрий Романов

постоянный участник проекта «Stand Up» на ТНТ

Дмитрий РомановЯ из Одессы, где всегда с юмором было все в порядке. Одесситы вообще не шутят, они просто так разговаривают. Наверное, это влияние южного воздуха, южных широт: благодаря им люди общительные и веселые. В Одессе есть и КВН, и свои юмористические шоу, и молодые ребята, которые занимаются стендапом на местном уровне. Стендап начал развиваться не так давно, но теперь там уже есть и свои клубы, и открытые микрофоны. Чтобы стать успешным в стендапе, нужно трудолюбие. Необходимо очень много работать, много писать, много выступать. Из всего, что ты напишешь, хорошего окажется 10%, и надо продолжать писать дальше, не теряя задора. И только через пару месяцев к тем 10% прибавится еще 10%, и это уже можно сложить в одно хорошее 10-минутное выступление. Если у тебя всегда будет много нового материала, ­который ты выдаешь на регулярной основе, тебя позовут сниматься в телепередачи. В эфир не берут несмешные шутки. Что такое смешная шутка в России? В принципе, тема может быть любая, но чаще она касается российских реалий, что-то про провинциальщину или проблемы с пробками в Москве. На Западе стендапом занимаются уже очень давно, там уже успели пошутить на все темы, поэтому сейчас шутят про религию, про геев, про какие-то дела ниже пояса. Там больше свободы, и все это идет в эфир, потому что там очень распространены кабельные каналы, а не государственные. И народ уже воспринимает адекватно любые темы. У нас же люди не готовы к шуткам по поводу религии. Общество очень серьезно к этому относится, и для того, чтобы к этому начали относиться легче, должны пройти многие годы. То же самое с шутками про физиологию: если сейчас про это шутить, люди скажут что-то в духе: «Фу, как противно», «Какой испорченный человек, зачем мы это смотрим». Но постепенно зрители начинают привыкать и к жестким шуткам тоже.

  • 200312 сентября
  • 2004Июль
  • 200524 апреля
  • 2006Октябрь
  • 20064 ноября
  • 200725 августа
  • 20076 ноября
  • 20074 декабря
  • 200824 января
  • 200823 февраля
  • 200817 мая
  • 200823 июня
  • 200825 августа
  • 200821 сентября
  • 20082 октября
  • 20087 ноября
  • 200817 ноября
  • 200821 ноября
  • 200827 декабря
  • 200922 января
  • 201013 февраля
  • 20106 июня
  • 201029 марта
  • 2010Апрель
  • 201111 апреля
  • 201215 марта
  • 20123 ноября
  • 201219 января
  • 201215 октября
  • 201323 августа
  • 20136 сентября
  • 20135 ноября
  • 201417 апреля
  • 201419 мая
  • 20149 октября
  • 201530 марта
  • 201531 марта
  • 2000Участники команды КВН «Новые армяне» гастролируют по США. За репертуар отвечает Гарик Мартиросян, в будущем — один из главных российских телеюмористов. Финансами занимается Артур Джанибекян — именно он превратит стендап в бизнес-империю.
  • 200312 сентября Проходит первая московская вечеринка «Comedy Club». Присутствуют Киркоров, Юдашкин и другие телевизионные звезды. После нескольких вечеринок резиденты «Comedy» перебираются в кафе «Манер», где выступают каждую ­субботу в течение года.
  • 2004ИюльВ кафе «Манер» снята пилотная версия одноименной телепрограммы. В скором времени комиков заметит Дмитрий Троицкий, генеральный продюсер ТНТ, ­который ищет альтерна­тиву «Аншлагу» и другим подобным шоу.
  • 200524 апреляШоу дебютирует на ТНТ. Основные ведущие: Гарик Мартиросян, Павел «Снежок» Воля, Гарик «Бульдог» Харламов, Тимур «Каштан» ­Батрутдинов, Вадим «Рэмбо» Галыгин.
  • 2006Артур Джанибекян регистрирует продюсерскую компанию Comedy Club Production и компанию 7 ART. Весной «Comedy Club» вывозит 300 туристов в один из отелей Ан­тальи. Артисты шоу будят гостей, проводят утреннюю зарядку, устраивают общие ежевечерние концерты. ­Путевка стоит $1500.
  • 2006Наталья Еприкян, бывшая участница команды КВН «Мегаполис», организует юмористическое шоу «Made in Woman» в мос­ковских клубах. Эти эстрад­ные сценки в будущем станут основой передачи «Comedy Woman».
  • 2006Открывается первая франшиза «Comedy Club» — на Украине. Продажа лицензий — одно из успешных бизнес-решений Артура Джанибекяна. КВН, например, так не делал ­никогда.
  • 2006Октябрь«Comedy Club» представляет на Московской неделе моды собственную линию одежды вместе с дизайнером Иваном Айплатовым. Коллекция характеризуется юмористическими надписями «Грачи прилетели» и «Суслик suka личность» на бляшках ремней и на футболках.
  • 20064 ноябряСемен Слепаков совместно с Павлом Волей и Гариком Мартиросяном запускают на ТНТ скетч-шоу «Наша Russia», кальку с британского «Little Britain».
  • 2007Вадим Галыгин уходит из «Comedy Club» на СТС. Первой работой его собственной студии становится шоу «Очень русское ТВ» — пародия на главные государственные каналы
  • 200725 августа На ТНТ запускаются первые передачи — социальные лифты, воспитывающие будущих резидентов «Comedy Club». В «Убойной лиге» совсем зеленые комики пытаются пробиться в шоу «Смех без правил». Ведущие — Павел Воля и Владимир ­Турчинский.
  • 20076 ноября6 ноября в Белоруссии открывается «Comedy Club» и проходит премьера аналога проекта «Наша Russia» — «Наша Belarussia».
  • 20074 декабряПроходит презентация первого музыкального альбома Павла Воли «Respect и уважуха». Воля исполняет оптимистичный хип-хоп с шутками и хлесткими припевами: «Все будет офигенно», «Маме!», «Барвиха», «Самая лучшая песня» и «Пенза-Сити».
  • 200824 января Начинается исход резидентов «Comedy» в большой кинематограф. Первая комедия — «Самый лучший фильм» — собирает в прокате более 30 миллионов долларов при бюджете 5 миллионов.
  • 200823 февраляПередача «Comedy Club» выходит с обновленным оформлением. Студия все меньше походит на классический стендап-бар с кирпичной стеной и микрофоном — ­теперь это что-то смахива­ющее на зал из «Голубого огонька».
  • 200817 мая На Первом канале выходит ток-шоу «Прожекторперисхилтон» — редкий пример оригинального, а не купленного по лицензии формата. Александр Цекало, Гарик Мартиросян, Иван Ургант, Сергей Светлаков вышучивают новостные заметки и приглашают гостей.
  • 200823 июня Артур Джанибекян запускает спутниковый юмористический телеканал Comedy TV.
  • 200825 августа На ТНТ появляется первая серия ситкома «Универ», спродюсированного командой «Comedy». В будущем сериал получит продолжение «Универ. ­Новая общага» и даже романтический спин-офф «Сашатаня».
  • 200821 сентября21 сентября на украинском телевидении запускается скетч-шоу на основе «Нашей Russia» — «Файна ­Юкрайна».
  • 20082 октября Выходит картина с первой драматической ролью резидента «Comedy Club». Павел Воля снимается в фильме «Платон» в роли московского сердцееда, который в финале пере­воспитывается.
  • 20087 ноября Резиденты «Comedy Club» принимают участие в телевизионном ток-шоу «Гордон Кихот». Александр Гордон обвиняет «Comedy» в пошлости и использовании ненормативной лексики.
  • 200817 ноября На ТНТ запускается передача «Убойной ночи» — необычная для России по формату: comedy panel show. По сути, командная игра, основанная на импровизации и обсуждении актуальных новостей.
  • 200821 ноября Стартует юмористическое шоу «Comedy Woman», в числе сценаристов — участник команды КВН «Федор Двинятин» Александр Гудков.
  • 200827 декабря В Казахстане на телеканале КТК выходит «Наша Казаша».
  • 2009Реалити-шоу «Дом-2» на пятом году жизни переходит под ответственность Comedy Club Production.
  • 200922 января Выходит «Самый лучший фильм-2». При бюджете 10 мил­лионов долларов продолжение прошлогоднего комедийного блокбастера собирает только 12 миллионов.
  • 201013 февраляНа канале СТС начинается ситком «Галыгин.ru». Сериал о жизни четырех друзей — Галыгин играет сам себя — закрывается после первого сезона.
  • 2010Бард-десятник Семен Слепаков, ранее как продюсер остававшийся за кадром многочисленных шоу Comedy Club Production, начинает выступать с песнями в «Comedy Club».
  • 2010Комедия «Наша Russia: Яйца судьбы» при бюджете 2 миллиона долларов собирает более 22 миллионов в прокате. Для полнометражного фильма, снятого по мотивам телепередачи, случай уникальный.
  • 20106 июня На канале НТВ ­проходит премьера юмористического «Бульдог-шоу». Программа снята с эфира уже в июле по причине низких рейтингов и из-за занятости Харламова в съемках «Самого лучшего фильма 3-ДЭ».
  • 201029 марта Выходит первая серия ситкома про врачей «Интерны», спродюсированного «Comedy». В роли заведующего отделением — Иван Охлобыстин. Сплав «Доктора Хауса», «Клиники» и российской действительности зрители принимают на ура.
  • 2010Среди резидентов «Comedy Club» появляется коллектив «USB Бойз» — пародийный бойз-бенд, выпускающий самые настоящие альбомы, по примеру группы Lonely Island из амери­канского «Saturday Night Live».
  • 2010АпрельВ «Comedy Club» появляется новая рубрика — «Предварительные ласки», — где шутят исключительно про секс и отношения. Ведущий — свежее лицо в «Comedy» Сергей Гореликов — также играет в группе USB. В пере­даче выступает в образе светского мачо.
  • 2011Артур Джанибекян продает компанию Comedy Club Production телеканалу ТНТ за 7,5 миллиарда рублей и при этом остается ее ­гендиректором.
  • 201111 апреляВыходит «Зайцев + 1» — российский ­комедийный телесериал о жизни студента-«ботаника», страдающего раздвоением личности. «Мистера Хайда» играет Михаил ­Галустян. Сериал продержится целых три года.
  • 2012Семен Слепаков записывает второй музыкальный альбом «Семен Слепаков. Альбом № 1».
  • 201215 мартаВ российских кинотеатрах — «Тот еще Карлосон», сказочная комедия Сарика Андреасяна. Фильм оглушительно проваливается в прокате, а кинокритики в шоке от того, как режиссер обошелся с дорогой сердцу каждого человека детской сказкой.
  • 2012В городе Хэйхэ в Китае ­открывается ресторан «Наша Russia», где обслуживающий персонал одет в образы персонажей одноименного шоу.
  • 20123 ноябряНа канале «2х2» ­выходит малобюджетный сериал «Супер Олег». В сценаристах — везде­сущие участники «Comedy Club».
  • 201219 января Еще один драматический дебют комика из «Comedy Club». Сергей Светлаков в фильме «Камень» играет выходца из детского дома, который намерен отомстить своему бывшему другу за предательство.
  • 201215 октябряЗапускается радиостанция Comedy Radio. Основу эфира составляют ежедневные ток-шоу, с постоянными ведущими, среди которых резиденты Comedy Club. В перерывах звучат аудиодорожки из телевизионных скетчей «Сomedy Club» и музыка. Вскоре Comedy Radio вытеснит «Радио Шансон» из радиоприемников столичных таксистов
  • 201323 августаВ «Comedy Club» появляется резидент с церебральным параличом — Сергей Кутергин из Уфы, более известный как Сергеич.
  • 20136 сентябряЖурналист Сергей Пархоменко обвиняет «Comedy Club» в пособничестве фальсификациям на выборах мэра Москвы, так как в выпуск, посвященный электоральной гонке, был приглашен только кандидат от партии власти Сергей Собянин.
  • 20135 ноябряЕще один резидент «Comedy», Александр Незлобин, обзаводится сериалом с собой в главной роли. Правда, «Незлоб» идет всего один сезон.
  • 2013Выручка компании Comedy Club Production, по оценке газеты «Коммерсант», превысила 90 миллионов долларов и по некоторым оценкам обогнала компанию «АМиК» (то есть «Александр Масляков и компания»), владеющую брендом КВН.
  • 201417 апреля Выходит фильм «Скорый «Москва–Россия». Продюсер и исполнитель главной роли — Светлаков. В том числе благодаря этому актер попадает в тридцатку самых высокооплачиваемых российских знаменитостей по версии Forbes.
  • 201419 маяВыходит картина Михаила Галустяна «Подарок с характером». Это второй заход артиста на территорию семейной комедии после «Карлосона», но и этот эксперимент проваливается с треском.
  • 20149 октябряАлександр ­Незлобин выступает со­автором сценария и играет одну из ролей в молодежной комедии «Выпускной».
  • 201530 марта Холдинг «Газпром-медиа» объединяет теле­каналы ТНТ, ТВ-3, «Пятница!» и «2х2» в группу развлекательного телевидения. Группу возглавляет все тот же Артур Джанибекян.
  • 201531 мартаГруппа хакеров «Анонимный интернационал» выкладывает СМС-переписку замглавы Управления делами президента по внутренней политике Тимура Прокопенко. В переписке Михаил Галустян просит присвоить ему звание заслуженного артиста России.

Александр Кападя

воронежский комик

Александр КападяВ стендап в России попадают по-разному. Есть люди, которые приходят к этому через КВН, но они конченые. КВН уничтожает, полностью перемалывает личность. Выступления всех посткавээновских комиков выглядит как нечто наштампованное. Там нет естественности. Они просто рассказывают шутки на сцене, но боятся быть смешными, прячутся за своим материалом. Может быть, КВН и дает какие-то положительные качества, но в большинстве случаев это отребье, которое нужно сжечь. Другие приходят в стендап, насмотревшись западных комиков, или просто они росли во дворе, где нужно много говорить и шутить. С ними легче. Они живые, но совершенно хаотичные и такие же безмозглые, как и кавээнщики, только по другой причине. Самая важная вещь, которая делает человека художником комедии, — это труд. Некоторые люди приходят и думают: со второго, ну максимум с четвертого выступления станут королями и будут зарабатывать себе этим на жизнь. Мало кто думает, что придется по несколько раз в неделю выходить на сцену и сблевывать все свои внутренности от того, как ты выворачивался и старался. Я не блевал, но блевал Вуди Аллен в юности. Сейчас утвердился один критерий успешности для любых комиков (даже для совсем абстрактных и юмористов-правдорубов) — это эфиры. Как бы ни укреплялась в нашей среде идея о том, что телевидение — это ложь и фальшь, попадание на ТВ — это возможность заработать. Альтернатив Comedy Club сейчас нет. Это единственная четкая и жизнеспособная структура, что-то фундаментальное. Даже после того как Comedy Club перестал быть авангардным и модным в середине нулевых, когда все ходили с прическами как у Билана; даже когда они переехали в полуаншлаговский зал и стали носить пафосные пиджаки; в провинциальных городах сохранилась куча региональных отделений, где выступают молодые комики. Но как бы мы ни трепыхались и ни гордились тем, какие мы авангардные и андеграундные, делаем комедию с душой, у нас нет ни в одном городе весомой альтернативы Comedy Club. Может, что-то сложится лет через 5, некое комьюнити, зиждящееся не на чем-то телевизионном, — скорее это будет в интернете, как это произошло с инди-музыкой или Versus Battle. Возможно, комедия станет новым рок-н-роллом. Пока все, что есть сейчас в России, — это дикий, уродливый сплав из советской сатиры, Джорджа Карлина, шуток про письки и желания самоутвердиться. Но главное отличие от западного стендапа в том, что русские любят истории. Мы все слушаем байки.

Николай Куликов

участник «Центрального микрофона», сценарист «Легенды №17» и «Горько»

Николай КуликовМы смотрим на индустрию, которой пять лет. И люди уже говорят: «Слушайте, что-то у вас индустрия не такая качественная, как западная. Что-то вам, ребят, надо делать с собой, даже не знаю». При этом большая часть комиков, которых мы видим на Западе, — это верхушка айсберга, под которой еще тысячи, серьезно, тысячи людей, которые пишут шутки и выступают. Мы же видим лучших. Мы видим тех, кто работал долго, кто был пробивным человеком, кто не сдавался, кто постоянно был на ногах. Если ты занимаешься стендапом в Америке или Великобритании, это значит, ты видишь живьем гигантов. Ты мог в детстве ходить на Дилана Морана, Джорджа Карлина, Луи Си Кея. И ты, наблюдая за ними, способен вырасти. К сожалению, в российском стендапе пока мало у кого можно учиться. Ты можешь что-то взять у ребят на ТНТ, но и они работают всего несколько лет. Надо дать шанс. Нет еще в России стендап-комиков, которые провели бы у плиты 10 000 часов. Я занимаюсь пять или шесть лет стендапом, и я посчитал, что провел за ним примерно 2800 часов. Надо 10 000. Знаете, есть книга, которая называется «Talent Is Overrated», где рассказывается, что математически выведена формула профессионализма. Вот будет 10 000 часов практики, будет в стране 10 000 стендаперов, тогда все будет нормально. Поэтому я расслабился. Я понимаю, что я — тот навоз, на котором вырастут по-настоящему крутые комики. Я сейчас работаю над тем, чтобы моим детям и их друзьям было куда пойти, потому что у них будут крутые юмористы, которые на нас сейчас смотрят и думают: «А-а-а, эти чуваки с ТНТ, продавшиеся ублюдки, этот заносчивый … [дурак] Куликов — мы лучше!» Я бы хотел, чтобы они пришли, разорвали нас и сделали реально смешную комедию.

Теги

Перейти к поиску

Стенда́п-комедия (стенда́п; англ. stand-up comedy) — комедийное искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно говоря напрямую зрителям. Часто для стендапа организуются специальные комедийные клубы (англ. comedy club). Выступающего называют стендап-комиком, комиком или стендапером.

Содержание

В репертуар стендап-комиков, как правило, входят авторские монологи, короткие шутки, истории и импровизация с залом. В стендап-комедии могут существовать комики, которые используют в комедии музыкальные инструменты (музыкальная комедия), чревовещание, фокусы и прочее. Стендап-комедия часто проводится в комедийных клубах, барах, пабах, клубах, театрах, в ДК и других местах, предназначенных для выступления перед зрителями.

Помимо живых выступлений, стендап распространяется коммерчески через CD, DVD, ТВ и интернет. В середине десятых годов одной из главных площадок для англоязычной стендап-комедии стали стриминговые сервисы. Распространение стендапа через физические носители практически сходит на нет.

История

Греческие корни

Ораторское искусство с вкраплениями комедии берет своё начало от греческой Паррезии[1] (400 гг. до н. э.). Ораторское искусство использовали последователи кинизма и эпикуреизма для того, чтобы рассказывать о реальности без цензуры.

Европейские варьете

Увеселительные заведения, в которых стали показывать «малые» формы развлечения, появились в Европе в начале XVIII века. В 1720 году в Париже был открыт театр «Варьете», в где показывались разные музыкальные сценки и фарсы. Название «варьете» стало нарицательным, и эта форма развлечения с некоторыми изменениями вскоре распространилась по всей Европе и США: в Англии варьете показывали в мюзик-холле, во Франции — в кафе-шантанах, в США — в водевиле и бурлеске. Комедия была одним из видов развлечения при варьете: помимо комиков там выступали певцы, танцоры и другие артисты.

Великобритания

В Великобритании в XVIII—XIX веках «малую» форму комедии показывали в варьете при мюзик-холле. Выступления комиков подвергались предварительной цензуре канцелярией лорда великого камергера Англии, однако Закон о театрах 1968 года полностью упразднил театральную цензуру. В послевоенный период мюзик-холлы приходят в упадок на фоне развития телевидения и радио. К 1970-м годам мюзик-холлы фактически перестали существовать.

Новым местом для комедии стали клубы для рабочих, где помимо комедии выступали певцы и другие артисты. Самые популярные комики из клубов вскоре вышли на ТВ с варьете-шоу, которые снимали в самих клубах. С 70-х гг. в Великобритании начинает преобладать американский стиль стендапа: в 1979 году в Лондоне был открыт комедийный клуб Comedy Store, названный в честь американского клуба, и всё большее число комиков попадает под влияние американских стендап-комиков.

США

Варьете в США показывали в водевиле. Многие называют Марка Твена стендап-комиком, хотя во времена Твена стендапа не существовало как такового, и была только водевильная комедия. Твен был «предвестником» стендапа: его публичные выступления были похожи на выступления современных стендап-комиков, хотя профессиональные комики из водевиля считали стиль выступления Твена маргинальным.

К 30-м гг. XX века, на фоне популярности кинематографа, ТВ и радио, водевиль был фактически мёртв. Заведения либо закрывались, либо превращались в кинотеатры. Бывшие артисты водевиля уходили в кино, на ТВ и радио, или прекращали творчество. Комики из водевиля появляются в ночных клубах, которые контролировались мафией, и к 40-м гг. появляется термин «стендап-комедия». Приставка «stand-up» у мафии означала, что это нечто «проверенное», «верное» или «надёжное»: «stand-up fighter» — «верный боец», «stand-up guy» — «надёжный человек» и «stand-up comic» — «надёжный комик», который работает в клубе и не говорит ничего лишнего. Впоследствии название потеряло свой изначальный смысл и стало означать просто комика на сцене. Малая форма комедии начинает выделяться в отдельное искусство и появляется отдельная комедийная сцена под названием «стендап», которая к 50-м гг., после начала правительственной борьбы с организованной преступностью, окончательно выходит из под контроля мафии и становится независимой.

В послевоенное время[уточнить] произошёл «взрыв» стендап-комедии. По всей Америке строились новые комедийные клубы. К 1970 году стендап-комедия в США стала основной формой юмористического выступления на сцене.

У истоков американского стендапа стоят такие люди, как Ленни Брюс, Ричард Прайор, Джордж Карлин, Билл Косби, Вуди Аллен. Являясь «первопроходцами» современного стендапа, они испытали немало трудностей, связанных с правом выступать с определённым материалом. В частности, Ленни Брюс неоднократно подвергался арестам за непристойность своих выступлений. Джордж Карлин с его комедийным номером «Семь ругательств» попал под судебное разбирательство в Верховном суде США. Впоследствии их влияние развило стендап, и появилось новое поколение стендап-комиков: Эдди Мёрфи, Робин Уильямс, Родни Денджерфилд, Вупи Голдберг и другие.

Восьмидесятые стали десятилетием первого «бума» стендап-комедии. Появились первые национальные супер-звёзды, вышедшие из стендапа — Эдди Мёрфи, Джерри Сайнфилд, Розанна Барр, Билл Косби и другие. Стендап-комедия была везде: на каждом канале было своё стендап-шоу, появлялись новые комедийные клубы и в стендап приходило огромное число новых комиков.

В девяностых пузырь американского стендапа лопнул. С переизбытком комедийных клубов в стране, каждому клубу становилось всё сложнее вести бизнес, т. к. большому числу клубов требовалось ещё большее число комиков. Отсюда качество комедии стало стремительно снижаться, что привело к падению популярности клубов и выходу из бизнеса некоторых заведений.

Россия

В России стендап-комедия начала развиваться с середины 2000-х годов. Интерес к стендапу формировался на фоне распространения записей и переводов выступлений западных комиков. Первое стендап-шоу на российском ТВ вышло в конце 2012 года — «Центральный микрофон» на канале СТС. В 2013 году на телеканале ТНТ было запущено шоу «Stand Up». В 2014 году на СТС стартовал проект «Ленинградский Stand-Up клуб».

В части регионов образовывались местные стендап-клубы. Значительные стендап-сцены есть в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Воронеже и других крупных городах. В 2015-м открылся столичный Стендап-клуб № 1, где начали регулярно выступать новые стендап-комики (Квашонкин, Мирзализаде, Медведев, Чапарян и др.). Осенью 2017 года в Москве открылся второй комедийный клуб StandUp Store Moscow. Площадку открыли вчетвером комики Юлия Ахмедова, Тимур Каргинов, Руслан Белый и Азамат Мусагалиев. В клубе регулярно проходит стендап, открытые микрофоны и другие стендап-шоу.

См. также

</tr>Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/стендап_(жанр)
  • https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/istoriya-stendapa-v-rossii-i-sng-ot-zherla-kvn-do-biznesimperii-comedy-club/
  • https://wiki2.net/стендап_(жанр)

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации